Отзывы от клиентов и анализ проведенных работ - orderstock.ru.

Примеры проектов

Управление товарными запасами

Кейс: когда нужно начинать автоматизировать систему управления запасами в малом бизнесе?

Тема навеяна совместной работой по построению системы управления запасами в компании «Ю-кэн» (оптовая торговля метизами) и ее владельцем Сергеем Карабановым.

Первое, что приходит на ум: перестал справляться с рутиной – автоматизируй.

Но это не так. Существуют определенные маяки, по которым можно судить готова ли ваша система управления запасами к автоматизации.

До тех пор, пока поток клиентов не определен, отгрузки не стабильны, владелец компании во многом сам определяем степень риска, на которую он может пойти, создавая складские запасы.

Чем он при этом руководствуется? В первую очередь своей интуицией, но и, конечно, исследованиями своей активной клиентской базы. Второе происходит не так часто, как хотелось бы, хотя успех определяет как раз именно этот фактор. Смогли выявить потребности своей ниши, значит сможете предлагать им именно те продукты, которые они ждут.

Успех малого бизнеса кроется именно в этом. Малый бизнес работает совсем по другим законам, нежели большой. Почему? Это связано с огромным числом ограничений, которые присущи малому бизнесу. В первую очередь, конечно, финансы. Пытаясь работать на широкую аудиторию, придется соблюдать ассортиментную политику, которая устроит эту широкую и, зачастую, такую разношерстную аудиторию. Представления у индивидуумов этой аудитории о наилучшем выборе товаров будет очень сильно отличаться. И вам придется подстраиваться, а значит предлагать очень широкий ассортиментный перечень. Кроме того, это большинство должно будет о вас как-то узнать, то есть нужно будет вложить большие средства в рекламу. А инфраструктура (склады, офисы…), люди? И понеслось…

Пугает? Тогда нам нужен другой путь – узкая ниша.

Например, в бизнесе Сергея  — торговле метизами, прайс может достигать 20-30 тысяч скю. Стоит ли весь перечень товаров держать на складе? Если вы выбрали себе нишу, в которой хотите развиваться, тогда в полном перечне товаров на складе здесь и сейчас нет необходимости. Скажем, вы нацелены работать только с установщиками окон, тогда ваш прайс может сократиться до нескольких сотен скю. Если вам при этом не хватает емкости рынка вашей клиентской база, подключите смежные направления, например, начните поставлять метизы для кровельщиков.

Таким образом, вы создадите базовый перечень товаров, который у вас должен быть на складе всегда.

Но, наличие базового ассортимента – это не единственное условие, которое должно выполняться, если вы хотите автоматизировать управление запасами. Еще один важный маяк – это относительная стабильность спроса. Если ваши складские позиции продаются 1-2 раза в полгода/год, то строить прогнозы по таким данным не получится. Здесь работает теория ограничений. Средства позволяют – поддерживайте на остатках эти позиции, нет — работайте над стабилизацией спроса или переводите эти позиции в статус заказных.

А вот когда вы определились с базовым ассортиментом и добьетесь повторности заказов, можно переходить к построению системы и ее автоматизации.

Обычными запросами при построении системы управления запасами являются:

  1. Автозаказ.
  2. Показатели эффективности: out-of-stock, overstock, оборачиваемость.
  3. Учет акций и сезонностей.
  4. Оптимизация заказов.

Сергей, например, самостоятельно на протяжении 5-и лет еженедельно размещал заказы поставщикам и тратил на это каждый раз целый рабочий день. И ему никак не верилось, что построив один раз систему в Excel, можно будет уделять этому вопросу не более 0,5 – 1 час. Вот такая экономия времени.

Кейс: как достроить систему управления запасами за одну консультацию

Компания-заказчик: производитель модной одежды

Количество sku производимой одежды: >30 тыс

Канал-сбыта: интернет-магазины

Исходные данные: полностью настроенная система сбора и анализа данных в Excel (ежедневный мониторинг продаж, остатков, расчет стоков, анализ процента выкупа товаров)

Проблемы:

1) полуручной расчет заказов для производства

2) сложная система ценообразования, не позволяющая оперативно и эффективно реагировать на изменения рынка

Задача:

1) автоматизировать расчет заказа

2) внедрить коэффициент, позволяющий оценить эффективность вложенных средств в запасы

 

Реализация проекта:

Как видно, исходные данные собраны и систематически анализируются в правильном направлении. Чтобы достроить систему управления запасами не хватало только «вишенки на торте», которая позволит все силы производства бросить только на высокорентабельные модели, не распыляясь на малоходовые или «неденежные». Попозиционный анализ данных занимал время и не исключал ошибки.

Все решения были найдены буквально за одну консультацию:

  1. Автоматизация расчета заказа.

Исходные данные:

Неснижаемый запас – это количество единиц товаров, которое берется на примерку

Продажи – выкуп товаров после примерки

Остаток – текущий складской остаток с учетом вернувшегося товара после примерки

Цикл производства = 1 мес

Задачи:

1.Дни складского дефицита должны вычитаться из заказа

2.Исключить из заказа модели с порогом выкупа ниже 50%

 

Реализация:

1.Используя формулу ЕСЛИ() удаляем из расчета заказа модели с процентом выкупа ниже 50%

2.Рассчитываем заказ только в том случае, если текущий складской запас с учетом реализации за срок производства будет меньше неснижаемого запаса.

3.Заказ = неснижаемый запас — остаток + расход за срок производства

4.Исключаем складской дефицит: если остаток меньше расхода, то считаем заказ равным неснижаемому запасу.

 

 

  1. Внедрить коэффициент, позволяющий оценить эффективность вложенных средств в запасы.

Здесь важно найти баланс между ценой и количеством продаж этой модели.

Показатель, который увязывает маржу и оборачиваемость – это показатель возврата валовой маржи на товарный запас (GMROI)

 

GMROI = Ср.годовая валовая прибыль/Ср.годовой товарный запас *100

 

Чем выше показатель, тем эффективнее мы используем вложенные средства в запасы. Внедряем коэффициент и анализируем полученные данные.

Кейс: автоматизация расчета заказа на базе Excel

Было: 3 человека в течение недели готовили заказ поставщику

Стало: 1 человек в течение 1 часа

Экономия: более 40 часов рабочего времени

Продукт: планировщик заказов с разработанной математической моделью управления запасами на базе Excel, который помимо непосредственно расчета заказа позволяет рассчитывать страховые запасы, оптимальные партии, рассчитывать плановые показатели по оборачиваемости и определять величину оборотных средств, необходимых для поддержания складского товарного запаса.

Бюджет проекта: сумма в долларах с двумя нолями.

Стадия: внедрение

Проблемы: сотрудники получили готовый планировщик, не пройдя двухдневный курс обучения, позволяющий разбираться в продукте на уровне создания. Остаюсь на связи для техподдержки, будет интересный опыт: достаточно ли уровня пользователя для осуществления всех полноценных операций.

 

Кейс: оборачиваемость товарных запасов

Прямо сейчас закончила проект реализованный «на удаленке», без ежедневного

присутствия в офисе и ежедневного вовлечения в операционку.

Для небольших компаний со штатом сотрудников 50-200 человек такого рода сотрудничество имеет ряд преимуществ:

1). Такой вариант значительно бюджетней, нежели нанимать в штат дорогостоящих специалистов, которых, к тому же, не так много на рынке труда.

2). Ваши сотрудники, вовлекаясь в процесс, проходят отличную школу обучения. Мы требуем, чтобы наши сотрудники, а тем более руководители были эффективными, но кто их этому учит? Кто учит руководителя руководить? Хороший закупщик (исполнитель), совсем не обязательно будет хорошим руководителем. Процессы совсем разные у этих должностей.

Итак, к сути проекта.

Закупаем товар в надежде заработать, но он не продается так быстро как хотелось бы, другой товар пользуется спросом, но денег на его закупку нет. Известная история?

Что лучше высокая оборачиваемость или высокая маржа? Выгодны ли нам запасы? Эти вопросы и явились предпосылкой к старту проекта.

Лично для меня проект был интересен еще и тем, что это был не проект на бумаге, состоящий из списка рекомендаций, нужно было построить реальную жизнеспособную модель управления запасами, сформировать организационную структуру, создать KPI, разработать систему мотивации и обучить сотрудников, которые в дальнейшем смогут без труда вносить изменения и дополнения в существующий проект, поскольку компания – это живой организм, который претерпевает определенные изменения на различных этапах своего развития.

Да, внедрение всех изменений проходило на удивление гладко, поскольку сотрудники были готовы к переменам, более того они привыкли к такому подходу со стороны руководства компании, которое постоянно ищет различные пути оптимизации, собирает лучшие практики и не жалеет денег на обучение своих работников, что и позволяет держаться на плаву не смотря на возрастающую конкуренцию и насыщение рынка.

С таким подходом компания обречена на успех!

Вот как проходило наше сотрудничество. Взгляд непосредственного участника в видеоотзыве.